Китайская народная медицина

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Уборка   квартир в Москве

Уборка квартир в Москве

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Заказ контрольной работы

Заказ контрольной работы

Интернет-магазин Olympus

Интернет-магазин Olympus

 

Туризм, путешествия: Бронирование отелей

Туризм, путешествия: Бронирование отелей

KupiVip – крупнейший онлайн-магазин

Гироскутер SmartWay

ТехносилаТехносила

Подарки

Онлайн-гипермаркет лучших товаров для детей

Заказать курсовую работу - Пишут преподаватели!
Искусство создается для людей Функции искусства Природа и сущность искусства Первобытное искусство и мифология Первобытные верования Культура и искусство Древнего Египта. Фараоны Среднего Царства Античное искусство

Курс лекций по истории искусства

Софокл (ок. 496 – 406 гг. до н. э.) жил в 5 в. до н.э. Неоднократно побеждал в театральных соревнованиях Эсхила. Софокл начинает изображать судьбу отдельного человека, а не только целого рода. Вводит третьего актера. Хор выражает мнение граждан. Развязка происходит без вмешательства богов.

Софокла интересует проблема взаимоотношения человека и государства. В трагедиях «Антигона», «Электра» он воспевает мощь свободного человека; его героиня, Антигона, нарушает запрет государя и совершает высоконравственный поступок – хоронит погибшего брата; своим поступком она утверждает новые законы в обществе. Софокл же, стремясь к равновесию между старыми и новыми порядками, предостерегает против нарушения традиционных законов гражданского общества; он осуждает деспотизм государя, законы же человеческой морали он ставит выше законов рода.

«Антигона». Трагедия написана на мифологический сюжет фиванского цикла. Она не входила в состав трилогии, как это было у Эсхила, а представляет собой вполне законченное произведение. В "Антигоне" Софокл показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.

Трагедия "Антигона" названа так по имени главного действующего лица.

Действие происходит в г. Фивы.  Среди героев дети Эдипа – Антигона, Полиник, Исмена. Полиник предает родной город. Теперешний правитель Фив Креонт не разрешает хоронить Полиника, хотя по законам богов и отцов умерший должен быть погребен. Антигона, не смотря на запрет, решает похоронить брата, и в первой части трагедии она говорит об этих планах с хором и с сестрой Исменой. Она хоронит брата. Креонт приказывает ее наказать – заточить заживо в пещере. Она смиряется с этой казнью. Антигона страстно не желает прощаться с жизнью, горюет, что ей не суждено больше стать матерью и женой: «В путь последний ухожу. Сиянье солнца вижу я в последний раз».

Но Антигона не сожалеет о том, что сделала:

«Мне сладко умереть,

Исполнив долг.

Служу я тем, кому служить должна»

Здесь мы видим конфликт божественного и государственного закона. Софокл на стороне Антигоны: «Не знала я, что твой приказ всесилен,

И что посмеет человек нарушить закон богов».

Сын Креонта и жених Антигоны Гемон и жена Креонта кончают жизнь самоубийством. Креонт узнает об этом, понимает, что не в силах ничего изменить, и восклицает: «…нет меня! Я ничто!»

Преобладающая черта в характере Антигоны – сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древний закон родового общества. У нее нет сомнения в правильности принятого решения. Чувствуя свою правоту, Антигона смело бросает вызов Креонту.

Свои действия он софистически оправдывает интересами государства. Он говорит, что во имя блага родины не может одинаково почтить спасителя отечества и врага. К людям, идущим против государства, Креонт готов применить самые жестокие законы. Всякое сопротивление своему приказу Креонт рассматривает как антигосударственное выступление.

Другие действующие лица: Исмена, Гемон появляются в трагедии эпизодически, чтобы оттенить основные черты главных действующих лиц. Слабость, нерешительность Исмены являются контрастом силе, стойкости Антигоны, а корыстолюбие и трусость Гемона - самозабвенной решимости героини. Второстепенные образы как бы дополняют характеристики Антигоны и Креонта. Автор использует прием контрастного противопоставления персонажей – Исмена и и Антигона, Креонт и Гемон (Сторож).

Образы представляют собой характеры с одной яркой очевидной чертой – Антигона имеет огромную силу воли, Креонт – деспот, Исмена – нерешительная: «За безнадежное не стоит браться…»

Композиция и язык трагедии: Софокл строит трагедию в соответствии с характерами основных персонажей. Уже с самого начала в диалоге с Исменой обнаруживается решительный характер Антигоны, который она, по словам хора, унаследовала от отца. Хотя в песнях хора часто упоминается роковое проклятие, тяготеющее над родом Эдипа, но не оно лежит в основе развивающегося действия. Решительность и твердость Антигоны в осуществлении своей идеи, в борьбе с единовластием Креонта связаны с целеустремленным развитием действия, которое отличается большой напряженностью. В композиционном отношении большое значение имеет допрос Креонтом Антигоны.

Появление Гемона, порицающего отца и осуждающего его политику, в идейном отношении имеет значение как выражение политических взглядов самого Софокла, а в композиционном – как протест, который окончательно выводит Креонта из себя, он велит слугам привести Антигону, чтобы убить ее на глазах жениха.

Монолог Антигоны перед казнью – высшая степень напряжения. Жалобы Антигоны, приведенные в коммосе, вызывают живую симпатию к героической девушке, не знающей страха перед всесильным Креонтом, а сравнение ее судьбы с уделом Ниобы, дочери Тантала, обращенной в утес, усиливает драматизм.

Песни хора связаны с ходом действия, но не играют большой роли в его развитии. Хор признает правильность поступков Антигоны и вместе с тем чутко относится ко всему, что касается безопасности и блага государства. В отдельных случаях хор порой удивляется храбрости Антигоны, боится за нее, порой сочувствует ей.

В гибели Антигоны хор видит возмездие за отцовский грех.

Социально-политическая направленность трагедии. В трагедии "Антигона" Софокл вскрывает один из глубочайших конфликтов современного ему общества – конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Религиозные верования, уходящие своими корнями в глубь веков, в родовую общину, предписывали человеку свято чтить кровнородственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. С другой стороны, всякий гражданин полиса обязан был следовать законам государственным, которые иногда резко противоречили традиционным семейно-родовым нормам.

«Эдип-царь». Эдипу предначертано убить своего отца и жениться на матери. Это проклятие свершается. Из чувства вины за свои поступки он выкалывает себе глаза. В целом Эдип олицетворяет образ справедливого правителя. Наказан он за то, что не верил в предсказания и предопределенность судьбы, не верил богам.

Таким образом, Софокл показывает, что боги привносят порядок в человеческую жизнь.

 

Еврипид (ок. 485/480 – 406 гг. до н. э.). Творчество Еврипида отразило нарастающий кризис афинской рабовладельческой демократии, антагонизм между свободными людьми и рабами. Большое влияние на мировоззрение поэта оказали идеи философов-софистов, отстаивавших свободу личности выступавших против подчинения отдельного человека интересам государства, критическое отношение софистов к мифам. Театр Еврипида – высшая ступень в развитии греческой трагедии. «Философом на сцене» называл Еврипида Аристотель. Еврипид представляет в своих произведениях судьбы людей. Система ценностей в трагедиях Еврипида: боги жестоки к людям, Афины – город, готовый принять гонимых (патриотизм). Основной конфликт – долг и страсть.

Действующие лица его трагедий не похожи на идеализированных героев Софокла; это подлинные люди, такие, «каковы они на самом деле», как указывал Аристотель. Исходя из своих жизненных наблюдений, Еврипид изображает многообразные человеческие характеры, различные душевные порывы, борьбу страстей. Впервые в античной литературе обращается он к женской психологии и создает сложные и яркие женские образы.

Не принимая непосредственного участия в общественной жизни Греции, в своих драмах Еврипид живо откликался на вопросы политической и социальной жизни, волновавшие его современников. События Пелопоннесской войны, свидетелем которой был поэт, тоже нашли отражение в его трагедиях. Еврипид выступал как непримиримый враг тирании и защитник демократии, хотя некоторые стороны афинской демократии внушали ему глубокие опасения (например, паразитизм неимущих граждан, требовавших для себя части общинных доходов и стремившихся к переделу имущества состоятельных слоев).

Во многих своих трагедиях Еврипид вывел на сцену раба, что было в то время новшеством. Осуждая институт рабства и показывая, как подневольное положение убивает в человеке многие хорошие черты, он создал образ «благородного раба». Но, как и большинство античных мыслителей, Еврипид с презрением относился к варварам и не представлял себе греческого общества без использования рабского труда.

Выступая с критикой традиционной религии и мифологии, Еврипид очень вольно обращался с мифологическими преданиями и часто вводил в них много новых мотивов.

В последний период своей жизни Еврипид создал ряд драм со сложной интригой, внезапными поворотами действия; он разработал сюжеты о «подкинутом и найденном ребенке» и о «муже, разыскивающем исчезнувшую жену». Эти произведения проложили путь греческой бытовой комедии.

Определенной трансформации подвергается у Еврипида традиционная форма трагедии. Почти все его трагедии начинаются с пролога, где излагается основной сюжет данного произведения. В эпилоге часто выводится бог, который появляется неожиданно и предрекает судьбу героев.

Искусственное положение занимает в трагедиях Еврипида также хор. В соответствии с традицией хоровые партии сохранены, но хор не включен в действие органично. Большое значение в трагедиях Еврипида имеют монологи и диалоги. Нередко это диалог-спор, диалог-поединок. Еврипид любит словесные состязания героев в речах, выявляющие их сущность. Язык Еврипида приближен к разговорной речи и лучше приспособлен для живых диалогов.

Наиболее известны его трагедии «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Великий драматург изображает жизнь реальных людей и их судьбы. Он смело вводит бытовой элемент в свои трагедии. Его героям свойственны и возвышенные чувства (патриотизм, справедливость), и человеческие слабости, и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть). Еврипид одним из первых указывает на самоценность личности, на необходимость познания своей индивидуальности во всех сложных и противоречивых ее проявлениях.

 «Медея». На первый взгляд, кажется, что драма, как и соответствовало традиции, написана на мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург избирает тот фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает личную, семейную драму. Перед нами горе одинокой, обманутой, покинутой женщины. Еврипид одним из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную страсть движущим мотивом событий. 

Жена героя Ясона Медея, которая покинула и потеряла таким образом родину, когда помогла Ясону выкрасть золотое руно, имеет двух детей. Однажды она узнает, что Ясон решил жениться на Киприде, дочери Креонта, чтобы дать детям царский титул:

Ясон детей с супругою в обмен

На новое отдать решился ложе

Он на царевне женится, увы.

Медея в ярости:

Злая весть обиды

Поселилась в ее душе

Героиня не считает свою участь исключительной, она высказывает горестные размышления о подчиненной, зависимой судьбе женщины, ее беззащитности и бесправии. Она мечется между необходимостью смирять страсти, долгом по отношению к детям и своими чувствами:

Если брачных уз коснулася обида

Кровожадней не сыщете вы сердца на земле

  Однако сама Медея в соответствии с природой и цельностью своего характера не способна мириться с унижением. С той же силой, что любила, начинает она ненавидеть Ясона и искать способ мщения ему. Ясон пытается оправдать свой поступок заботой о детях, но уже ненавидит Медею, в гневе бросая ей: Ты, язва!

 На идею детоубийства ее окончательно наталкивает встреча с бездетным афинским царем Эгеем. Эгей, правитель Афин обещает принять Медею в своем городе. В беседе с ним она понимает, как страдает бездетный мужчина, и решается отнять у Ясона самое дорогое.

Ревность и гордость берут верх над материнскими чувствами, и Медея убивает новую невесту Ясона и своих детей:

Раздавлена я мукой

На что дерзаю, вижу. Только гнев

Сильней меня и нет для рода смертных

Свирепей и усердней палача.

Так страсть, взяв верх над материнским долгом и долгом остаться человеком, разрушает личность. Хотя автор не на стороне поступков Медеи, обращение с ней Ясона заставляет автора если не оправдывать ее, то сочувствовать ей.

Конфликт разрешается искусственно – появляется дед Медеи Гелиос и уносит ее с убитыми детьми. Так называемая развязка «teo ex machina” – бог из машины. Естественная развязка по Еврипиду невозможна. Оправдать Медею несправедливо. Наказать тоже.

До Еврипида преобладала версия мифа, согласно которой детей убивали разгневанные коринфяне, узнав о смерти своего царя и молодой царевны. Еврипид предоставил это осуществить самой героине, убедительно показав, что, как ни страшно это деяние, Медея, принадлежащая к натурам гордым, могучим, не способным прощать обиды, могла это совершить. Зритель не может принять и простить Медее ее поступка, но понимает, кем и как она была доведена до преступления.

 «Федра» Жена Тесея Федра влюбляется в своего пасынка Ипполита. Она также раздирается противоречием между долгом и страстью. Кормилица выпытывает эту тайну у Федры и рассказывает обо всем Ипполиту. Тот проклинает мачеху, как и всех женщин. Оскорбленная незаслуженными обвинениями Ипполита, Федра кончает жизнь самоубийством, но желая спасти от позора свое имя и своих детей, она оставляет письмо, где обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей проклинает сына, и тот погибает. Типичная развязка: к Тесею является Артемида и сообщает, что его сын ни в чем невиновен. Ситуация настолько запутана, что иная развязка невозможна.

Аристофан (ок. 445 – ок. 385 гг. до н.э.). Комедии Аристофана – это сатирическое зеркало афинской политической и культурной жизни. Автор древнегреческих комедий «Облака», «Лягушки», «Лисистрата». Его сюжеты необычайно злободневны. Человек в комедиях Аристофана представлен в суетной повседневной жизни; он обнаруживает тщеславие, лень, трусость и другие человеческие слабости и пороки.

Основные черты комедий Аристофана – злободневность, политическая карикатурность, сатира – высмеиваются обмельчание ценностей. Сниженный стиль в духе культа бога Диониса – ругань, непристойности.

Аристофан в "Лягушках" вызывает дух умершей вместе с Софоклом и Еврипидом трагедии. Он поднимается над своими прежними, по большей части случайными насмешками, которые в этот момент не могли соответствовать сложившимся обстоятельствам, и рассматривает проблему с необычайной глубиной. Еврипид оценивается не сам по себе, на что он как крупный художник, безусловно, может претендовать, еще в меньшей степени он признается мерой своего времени, — Аристофан противопоставляет его Эсхилу как величайшему представителю религиозного и нравственного достоинства трагедии.

На структуре "Лягушек" это простое и в высшей степени эффектное противопоставление сказывается в том, что в ней возникает противопоставление между старой и новой поэзией, как в "Облаках" — между старым и новым воспитанием. Но в то время как в "Облаках" агон не имел решающего значения для хода действия, в "Лягушках" на нем держится вся композиция. Нисхождение в подземный мир — излюбленный мотив комедии, в его исполнении аристофановские "Лягушки" примыкают к "Демам" Евполида, где прежние государственные люди и полководцы Афин выходят из Аида, чтобы помочь дурно управляемому городу. Благодаря сочетанию этой идеи с поэтическим агоном, Аристофан приходит к поразительному решению: Дионис, спустившийся в Аид, чтобы привести оттуда своего любимца Еврипида, после победы Эсхила вместо младшего конкурента в конце концов выводит на поверхность старого поэта, чтобы спасти родной город.

На первый план в "Лягушках" для нас выходит агон, в котором Эсхил ставит хвалящегося своими заслугами Еврипида перед вопросом: "Ответь мне, ради чего следует восхищаться поэтом?"  Следующая затем по большей части эстетическая критика отдельных забавных подробностей в структуре пролога, песен и иных частей трагедии, при всем блеске остроумия, при всей россыпи шуток, придающей истинную красочность целому благодаря богатству конкретно-наглядного, не является самоцелью. Она, конечно, имеет первостепенное значение для комического эффекта, поскольку создает противовес предшествующему спору об этическом смысле любой подлинной поэзии, — противовес, в котором испытывает настоятельную потребность все время клонящийся к трагической серьезности спор.