Китайская народная медицина

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Уборка   квартир в Москве

Уборка квартир в Москве

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Заказ контрольной работы

Заказ контрольной работы

Интернет-магазин Olympus

Интернет-магазин Olympus

 

Туризм, путешествия: Бронирование отелей

Туризм, путешествия: Бронирование отелей

KupiVip – крупнейший онлайн-магазин

Гироскутер SmartWay

ТехносилаТехносила

Подарки

Онлайн-гипермаркет лучших товаров для детей

Заказать курсовую работу - Пишут преподаватели!
Искусство создается для людей Функции искусства Природа и сущность искусства Первобытное искусство и мифология Первобытные верования Культура и искусство Древнего Египта. Фараоны Среднего Царства Античное искусство

Курс лекций по истории искусства

Литература Предвозрождения 

Понятие Предвозрождения, характерные черты

Предвозрождение в Италии, Франции, Англии

Предвозрождение (Проторенессанс) – переходный период между Средними веками и эпохой Возрождения.

Академик Д.С. Лихачев так сформулировал концепцию данной эпохи: «… Главное отличие Предвозрождения от настоящей эпохи Возрождения заключалось в том, что общее «движение к человеку», которое характеризует собой и Предвозрождение, и Возрождение, не освободилось еще от своей религиозной оболочки». Эту концепцию можно применить и к литературе Западной Европы. Роль религиозного сознания в литературе еще очень велика, что проявляется в системе образов, аллегоричности, библейской символике и т.д. Особенно это очевидно в творчестве Данте. Однако существовала возможность парадоксального и пародийного использования традиций средневековой культуры, что отмечается в произведениях Д. Чосера и Ф. Вийона.

Характерные черты Предвозрождения:

Синтез множества различных культур;

Осмысление мира в библейских категориях;

Осознание значимости поэта как рупора бога;

Парадоксальность и пародийность.

Предвозрождение в Италии.

Одним из центров культурной жизни Европы становится Флоренция. В конце 13 в. Здесь складывается поэзия «dolce stil nuovo» - «нового сладостного стиля» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери). Представители этой школы, опираясь на традиции куртуазной поэзии, отстаивают новое понимание любви, трансформируют образ Прекрасной Дамы и поэта: Дама перестает восприниматься как земная женщина, уподобляется Богоматери, любовь поэта приобретает черты религиозного поклонения, но вместе с тем становится более индивидуализированной, наполненной радостью. Поэты разрабатывают новые жанры: канцона, баллата (стихотворение со строфами неодинаковой структуры), сонет.

Наибольшее значение имеет жанр сонета, сыгравший выдающуюся роль в поэзии последующих веков. Сонет обладает строгой формой: в нем 14 строк, разбитых на два катрена (четверостишия с рифмовкой abab abab или abba abba) и два терцета (трехстишия с рифмовкой cdd dcd или, с допущением пятой рифмы, cde cde, вариант ссe dde). Не менее строги правила, привязывающие к этой форме содержание: в первой строке должна быть названа тема, в первом катрене излагается исходный тезис, во втором катрене – противоположная или дополнительная мысль («антитезис»), в двух терцетах подводится итог («синтез») развития темы в сонете. Развитее сонета по философской триаде (тезис – антитезис – синтез) поднимает любую избранную тему, даже совершенно частную, на высокий уровень философского обобщения, через частное передает художественную картину мира.

Предвозрождение в Англии.

В 14 в. английская деревня испытывала затяжной кризис, в особенности усилившийся после опустошительной эпидемии чумы («черная смерть», 1348 г.), которая значительно сократила население Англии и вызвала недостаток сельскохозяйственных рабочих. Феодальная эксплуатация, рост налогов, появление неимущих крестьян, безземельных батраков, жестокое «рабочее законодательство» привели к крестьянскому восстанию 1381 г. (под предводительством Уота Тайлера, Джона Бола и других), носившему антифеодальный характер; некоторые группы требовали, чтобы феодалы были лишены своих привилегий, стремились отобрать у них земельные угодья и уравнять сословия.

Во второй половине 14 века в английской литературе выступают 2 наиболее значительных представителея Проторенессанса – У. Ленгленд и Д. Чосер.

Самый выдающийся памятник морально-дидактической поэзии в Англии, тесно связанный с общественным движением второй половины 14 в., – «Видение о Петре Пахаре». Это большая аллегорическая поэма на среднеанглийском языке в старых аллитерационных стихах. Она приписывается Уильяму Ленгленду (ок. 1330 – ок. 1400), о жизни которого нам мало известно. Мы знаем только то, что родом он был, вероятно, из крестьянской семьи, воспитан при монастыре, но не сделал карьеру священника, а затем жил ряд лет в Лондоне, сильно нуждаясь и не имея определенных занятий.

Над своим единственным произведением поэт работал в течение всей своей жизни. Данное произведение принесло ему известность в демократических кругах и впоследствии нередко использовалось в антифеодальной борьбе (начиная с народного восстания 1381 г.). Поэма дошла до нас в большом количестве рукописей, подтверждающих ее значительное распространение среди английских читателей накануне Великого крестьянского восстания 1381 г. Она существовала в нескольких редакциях, время возникновения которых относится приблизительно к 1362, 1377 и 1393 гг.; вероятно сам автор переделывал и дополнял свое произведение в различные этапы своей жизни.

Поэма должна была производить сильное впечатление на крестьянскую массу накануне восстания 1381 г., слушавшую, как один из руководителей восстания, Джон Болл, наизусть читает отрывки из нее и заключает их популярным двустишием: «Когда Адам пахал и Ева пряла, кто был тогда господином?» Проникнутый чувством глубокой социальной справедливости, Ленгленд устами своего Петра Пахаря защищает идею всеобщего труда и объявляет простой физический труд земледельцев основой общественного благополучия и нравственного исцеления всех классов общества. В этом заключались и главный интерес произведения, и его главная притягательная сила для современников крупных социальных потрясений в Англии второй половины 14 в. Образ Петра Пахаря сделался очень популярным, а его имя надолго осталось в Англии нарицательным, собирательным именем крестьянина.

Композиционно текст поэмы делится на 2 части: 1) странствования пилигримов в поисках Правды; 2) «жития» свободных аллегорических фигур – Ду-эл, Ду-бет и Ду-бест. Герой поэмы – поэт, ставший пилигримом, видит сон, в котором перед ним предстают толпы людей, и знатных, и простых. Ему открывается убедительная панорама эпохи, и он чувствует, что Зло проникло во все классы и сословия. Он видит различные пороки, представленные в житейских образах. Грешниками выступают нищие и купцы, менестрели и священники, рыцари и монахи, и сам король. Таково, например, Чревоугодие, воплощенное в образе Обжоры – пьяного ремесленника, попавшего вместо церкви, куда он шел исповедаться в грехах, в кабак. Поэт осуждает бродяг, притворяющихся нищими, лживых паломников, продавца индульгенций.

 Центральный эпизод – паломничество толпы в поисках Правды. Тысячи грешников, не знающих пути к Правде, обращаются к Петру Пахарю – простому сельскому пахарю, знающему этот путь, и он называет добродетели, ведущие к Правде: Кротость, Скромность, Воздержание, Совесть, Разум и т.д. Главное – преодолеть лень и трудиться, жить в любви и законе, и пилигримы, ищущие Правду, помогают Петру Пахарю пахать землю и тем самым приобщаются к Правде. Скромный труженик был поставлен выше всех людей, он назван единственным человеком, живущий по заветам Правды и способным указать путь к ней.

В конце 14 в. появилось много подражаний «Видению» Ленгленда, из которых наиболее известны «Верую» Петра Пахаря» и «Жалоба Петра Пахаря»; оба они вышли из среды приверженцев Уиклифа, предъявляли требования религиозного обновления и связанных с ним социальных реформ.

Интерес первого произведения заключается не только в возвеличении и идеализации образа крестьянина – в чем именно и можно усмотреть влияние поэмы Ленгленда, – но и в его описании, которое составляет одно из правдивых и самых красноречивых описаний английского крестьянина 14 столетия.

 «Видение о Петре Пахаре» - яркое явление Предвозрождения, сочетающее в себе традиции старой средневековой литературы, прежде всего традиции аллегоризма, с новыми нарождающимися художественными веяниями.

 Джеффри Чосер (ок. 1340 – 1400) – самый талантливый поэт Англии до Шекспира. Родился в семье торговца, был пажом при дворе, королевским курьером, что позволило ему посетить Францию, Фландрию и Италию. До конца жизни занимал ряд должностей при дворе (надсмотрщик лондонской таможни, член парламента, королевский смотритель строительных работ, королевский лесничий), но незадолго до смерти впал в немилость, был отдален от двора и жил в нищете. Творческий путь Чосер начал с небольших лирических стихотворений, а успеха добился при создании больших поэм. Первое зрелое его произведение – поэма  «Книга герцогини». Это видение в форме сна. Затем были еще поэмы «Дом славы», «Птичий парламент», «Троил и Крессида». Самое знаменитое, главное произведение – «Кентерберийские рассказы» (1386-1389). Они должны были представлять собой сборник новелл (стихотворных), объединенных рамочной новеллой. 29 паломников решают отправиться на поклонение мощам архиепископа Кентерберийского и собираются для этой цели весенним  апрельским днем в таверне. Чтобы скоротать время, они начинают рассказывать какие-нибудь правдивые или придуманные истории. В награду лучший рассказчик на обратном пути будет славно угощен в таверне.

 По неизвестной причине Чосер написал только 24 новеллы, не закончив повествования. Рассказы в целом воссоздают многообразие человеческой природы, неповторимость индивидуального опыта и соответственно субъективность человеческого видения. Многие герои высказывают свой взгляд на мироздание и его законы. Например, в «Рассказе рыцаря» звучит мысль о справедливости и милосердии божественного провидения. Мажордом, злой человек, излагает иную картину мира, в которой людям достается максимум зла, какое могут причинить им враги. На взгляд мельника, людям воздается по-разному и, как правило, прямо по заслугам. Чосер показывает, что ту или иную точку зрения можно отстаивать, но при этом нет гарантии, что ты убедил в ней окружающих. Через характер общения своих паломников поэт акцентирует внимание на том, что понимание между людьми очень непрочно и ограничено. Об этом свидетельствуют словесные перебранки между спутниками.

 В данном произведении Чосер затрагивает разные темы, демонстрируя различный подход к ним. Но тема любви и образ женщины выдвинуты едва ли не на первый план как залог полноты бытия, пусть и исполненного драматизма. При этом важно, что Чосер защищает идею свободного чувства, в т.ч. и в браке.

 Всего в сборнике выделено 29 персонажей, среди которых – люди самого разного положения и звания: рыцарь, капеллан, ткачиха, монах, врач, юрист, мельник, студент, пристав, эконом, слуга, купец и т.д. Чосер стоит у истоков характерологической традиции в английской литературе. Впервые у него яркое, рельефное изображение получили разнообразные характеры, каждый с неповторимым внешним обликом, манерами, индивидуальной речью. Паломники поразительно жизнелюбивы, их священные цели не мешают им предаваться земным радостям. При этом Чосер создал не отдельные характеры, а их взаимодействие.

Чосер, опираясь на традицию, с успехом развил и обогатил ее, подчинив новым художественным задачам: передаче многообразия мира и ценности неповторимой человеческой индивидуальности. Человек и земной мир неизменно притягательны в изображении Чосера, и о его творчестве с полным правом можно говорить как о явлении английского Предвозрождения.

Предвозрождение во Франции.

 Среди представителей литературы Предвозрождения во Франции особенно выделяется поэт, лирик Франсуа Вийон (1431 – после 1463 г.). о жизни его известно очень мало. В самой его судьбе воплощены черты переходного, противоречивого времени. Сын бедной вдовы, воспитывался в доме дяди-священника, от которого унаследовал фамилию. Он учился в Сорбонне, стал магистром искусств (1452), а через три года убил в драке из-за женщины, обороняясь, священника, позже связался с ворами и грабителями (на это его толкнули голод и бездомность), не раз сидел в тюрьме, в 1463 г. был приговорен к повешению, но казнь заменили изгнанием из Парижа, и после этого его следы потерялись.

 Вийон закрепил во французской поэзии твердую форму баллады. Баллада включает 3 строфы на одинаковые рифмы: ababbccdcd для строфы из 10 строк с рефренов и «посылку» - заключительную полустрофу с обращением к адресату. Поэзия Вийона пронизана ощущением неустойчивости и неблагополучия бытия. Среди его произведений «Баллада повешенных», «Большое завещание», «Лэ» («Малое завещание») и др.

Ф. Вийон – лирик, живет и играет в стихах. Играет трагикомедию. Поэт часто груб, подчеркнуто насмешлив, порой скабрезен. Он непрестанно пародирует – античных классиков, современных поэтов и самого себя. Один из главных вопросов – вопрос о том, как надо или не надо жить. Человек несомненно религиозный, Вийон далек от христианского аскетизма. Он любит жизнь с ее земными языческими радостями. И хотя многие стихи говорят о смерти, старении, увядании – все они по-своему оттеняют восторг поэта перед красотой и яркостью материального мира. Его радует прежде всего то, что он жив. Тема судьбы бедняка переходит у поэта в философскую тему – фатума, рока, зависимости воли одинокого человека от обстоятельств, которые сильнее его. Лирический герой его поэзии отзывчив к внешним обстоятельствам, подвижен, неподдельно искренен и созвучен и нашей эпохе.